Как научить ребенка самостоятельности

Обновлено:Дом и семья
Мама учит ребенка самостоятельности

Подрастают наши детки, и мы неосознанно начинаем задумываться, как научить их самостоятельности. Общаясь со знакомыми родителями, обращаем внимание на чужих малышей. И что же мы наблюдаем? Нашему взору предстает абсолютно противоречивая картина.

Один карапуз в три года без подсказки мамы встает утром, одевается, чистит зубы. Другой — в пять лет даже руки помыть без посторонней помощи не хочет, начинает дурачиться, вызывая негодование окружающих. Капризный ребенок наотрез отказывается кушать, обуваться, и порой уговоры бесполезны. В саду до самого вечера крики и недовольство, пока не заберут домой. Что произойдет в будущем? Почему так складывается, что в некоторых случаях взаимное общение проходит гладко, а других нужно прилагать серьезные усилия?

Эти вопросы подталкивают к разговору о воспитании самостоятельных детей, обучению ответственности и привитию решительных черт характера. Добившись успеха, мы поможем детям обрести независимость и способность строить свою жизнь и быть ответственными людьми. Подход тут нужен особый, так сказать со стороны.

Нельзя однозначно винить семью в бедах. Это то же самое, что упрекать родителей в любви к собственному чаду. Некоторые взрослые поздно обращают внимание, что пора понемногу отпускать от себя ребенка, давать ему больше независимости. Все малыши очень индивидуальны, имеют различные предпосылки развития. Это темперамент, твердость характера, возможность переносить страх и тревогу. Учтя все слагаемые, напрашивается вывод, что в каждой ситуации нужен собственный план воспитания самостоятельного ребенка. Нету универсального метода воспитания со стопроцентной гарантией. Ведь непохожие друг на друга детей нужно вырастить, направив в правильное русло. Обладая терпением и знаниями потенциала своего ребенка, можно построить эффективное обучение.

Формирование независимости у детей как путь к самостоятельности

С семи-восьми месяцев груднички начинают нервничать при приближении чужих взрослых. Те, кто постоянно находится рядом, уже отпечатались в памяти, а каждое незнакомое лицо, вызывает тревогу и боязнь неизвестности. С этого нежного возраста зарождается связь с наставником. Если у младенца нет авторитетного примера, или рядом постоянно находится несколько человек (бабушки, дедушки, тети) с разными, несогласованными позициями и нормами дозволенного, это не сулит ничего хорошего. В такой обстановке ребенку будет сложно научиться самостоятельности, напротив — формируется отвязанное поведение.

1. Не пугайтесь, если кроха испытывает беспокойство, сложности в элементарных вещах, это абсолютно нормальная реакция на начальном этапе. Просто от вас требуется больше заботы и поддержки. Готовность быть самостоятельным подразумевает определенный уровень физического, умственного и нравственного развития. Прогресс одинаково возможен для всех деток, только варьируются некоторые нюансы.

2. Находитесь рядом и не одергивайте ребенка при стремлении к независимости. Главная задача родителя — терпеливо помогать ребенку, корректировать ошибки, подкреплять слова собственным примером. Наблюдайте за происходящим и принимайте решения о поощрении независимости, либо ограничении только в опасных ситуациях. Учите преодолевать страхи, злость и негодование.

Вспоминаю свою дочь в семимесячном возрасте, у нас долго не получалось самостоятельно сесть. Она старательно напрягалась, пыталась держаться, а потом заваливалась на бок и громко плакала. Вместе удалось пережить этот момент. Мы выполняли физические упражнения, я рассказывала ей о пользе занятий. Ровный, спокойный голос в привычной обстановке доставлял ей радость. Когда дочка совершала новые попытки подняться, слез уже не было, огорчалась, но без скандала.

3. Часто стремясь обезопасить ребенка и окружающие вещи, мы забываем о последствиях, сдерживаем порывы к независимости детей. Посмотрите на ситуацию со стороны. Например, сын, находясь в соседней комнате, взял веник и начал махать им по сторонам, поднимая пыль и разбрасывая вещи, вы появились и увидели это. Какова первая реакция? Или дочка решила угостить вас чаем, дотянулась до чашки, но уронила и разбила ее. Баловство? Нет! Дети со всей искренностью пытались убрать или обрадовать папу, это хорошие проявления, отличные зачатки самостоятельности.

4. Не ругайтесь и не наказывайте, ведь так просто обрезать на корню самые добрые стремления. Недальновидная реакция родителей способна отучить творить независимо. Формируются неправильные штампы: «мама сама», «меня наругают, если испорчу». Такие психологические барьеры детям впоследствии сложно преодолеть. Пропадает всякое желание брать на себя ответственность.

5. Если ребенок уже что-то умеет, проявляет инициативу, обязательно предоставьте ему поле для деятельности. Пусть процесс займет в три раза больше времени, но конечная цель развития самостоятельности все окупит.

Побеждаем детские страхи, обучая детей нести ответственность

Для решения вопроса сверхчувствительности детской психики, нужно попытаться войти в положение детей, понять страхи и находиться рядом. Относитесь к ним с пониманием и поддержкой. Следующие простые советы, которые помогут ребенку не бояться ответственности, а значит, стать более самостоятельным.

  1. Нельзя следовать высказыванию «и так научится», не бросайте человечка с неприятностями наедине.
  2. Никогда не обманывайте малыша даже в мелочах, этим вы только усугубите ситуацию. Если, например, ему предстоит пережить укол, не говорите, что это безболезненно, ведь окажется наоборот.
  3. Оставляя ребенка надолго, не обещайте вернуться через 5 минут.
  4. Учите принимать действительность, но без грубости, а обеспечивая поддержку, сглаживать острые углы.
  5. Не пытайтесь достигнуть самостоятельности популярным приемом «брошу в воду — сам выплывает». Поступая подобным образом, вы серьезно ограничиваете возможность самоутверждения.ребенок проявляет самостоятельность

Я свою малышку до 2 лет боялась оставить даже с мужем, она заходилась истерическим криком, так что весь дом «стоял на ушах». Само упоминание об уходе вызывало резкие эмоции. Однажды мы гостили у бабушки, справиться с плачем было невозможно, но необходимо. Если не уладить проблему сейчас, то потом будет значительно труднее. Сначала мы с Сашей вынесли мусорное ведро вместе, потом я помыла ее сандали, заранее предупредив, что она не сможет со мной пойти, пока обувь не высохнет. Пришлось, конечно, выслушать возмущения, но недолго. Еще пару раз по прежнему сценарию, и негативная реакция сошла на нет. Затем я рискнула выйти без нее на улицу, благо был повод — выгулять собаку. Мама — моя помощница, носилась с орущей внучкой по квартире пока, наконец, не поставила ее на подоконник, где меня было видно. Так три раза в день мы учили Сашу отвыкать от «маминой юбки». Потом она усвоила, что никуда я не денусь: посмотрит в окно и пойдет спокойно играть.

Около третьего года ребенок окончательно чувствует, что материнская любовь и преданность сопровождают его всегда. Страх постепенно пропадает, а наличие уверенности, надежность по частичке добавляют самостоятельность, подстегиваемую желанием познавать окружающий мир. Главное знать, что мама не исчезнет, она занимается своими делами и всегда окажется рядом, чтобы поддержать. Постепенно просыпается девиз «я сам». Если поведение переходит границы дозволенного, из-за того, что не получается задуманное, слышны капризы и плач, нельзя с этим мириться. Научите ребенка правилам жизни в человеческом обществе, где просят о помощи, когда трудно справиться в одиночку. Забудьте такие словосочетания как: не лезь, я сама, не трогай, уронишь (поломаешь).

К сожалению, не все детки стремятся к самоутверждению. У некоторых отсутствует тяга к независимым действиям, они просто плывут по течению. Здесь следует проявить настойчивость. Ознакомьтесь с дополнительными материалами о воспитании внизу статьи. Вот некоторые приемы воспитания:

  • выбирайте моменты хорошего расположения духа, чтобы приступить к игре: мойте посуду, чистите пол, завязывайте шнурки;
  • ребенку потребуется больше времени, поэтому будьте терпеливы, не опускайте руки;
  • делайте все вместе в прямом смысле слова: натягивайте штаны, собирайте игрушки, убирайте со стола грязную посуду;
  • примите за правило неотвратимость необходимой работы — взрослые помогут, но капризы или упрямство не отменят задание.

Постепенно ребенок осознает, что чем быстрее он справится, тем скорее сможет заняться любимыми игрушками или мультиками. Ругань, крики, одергивания за медлительность, не сулят ничего хорошего. Воспитание и учеба должны приносить радость, только в этом случае они будут восприняты адекватно.

Следующий важный момент. Нельзя критиковать ребенка при посторонних людях. Если он ошибся или испытывает сложности, например, с застегиванием замка в куртке, не унижайте его. Негативная практика понукания только снижает самооценку, вместо стимулирования самостоятельности. Если детям тяжело дается освоение новых правил, угнетать их за это глупо. Пусть растут умными, здоровыми на радость маме, папе и воспитателям. Придерживайтесь намеченного пути и сохраняйте любовь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *