Блог здравомыслящей женщины

Художественная литература имеет исключительное воспитательное значение. Некоторые могут не согласиться с данным утверждением (собственно, это их право), но так оно и есть! Потребность в чтении считается путем к постоянному совершенству.

Дети чрезвычайно впечатлительны. Если подбор соответствующей литературы осуществлялся не тщательно, может возникнуть риск повреждения подростковой психики. Не все, что вы читаете, понятно малышам, но воспитание просто обязано преподносить лучшие образцы гармонии слова с читателем. Услышанное при чтении книг, остается в душе, сознании надолго. Тем не менее, в юном возрасте многое забывается, мешают пробелы полноты восприятия. Попытки запомнить объемный «беспорядочный» материал приводят к образованию в голове полного хаоса. Впервые с художественной литературой ребенок сталкивается посредством сказок. Интересная, грамотно рассказанная история является элементом культурного воспитания.

Нуждается ли современное поколение в «банальных», избитых временем сказках? Естественно, да! Они завораживают, пленят элементами чрезвычайно близкими чистой душе: необычайностью, чудесами, красочностью событий. Для многих взрослых счастье детства непосредственно связано с чудесным миром волшебства.

Богатейшие сокровища народных сказаний дают самые невероятные варианты, связанные с любыми желаниями. Дети всегда с радостным замиранием сердца, восторгом и восхищением следят за приключениями Ивана-Царевича, добывающего Жар-птицу, негодующе отвергают действия страшной Бабы-Яги. Для раннего возраста самыми лучшими и актуальными принято считать повествования о животных. Заложите радостные вспоминания о счастливом спасении котенка в рассказе Л.Толстого «Котенок», приключения муравьишки или ласточки-береговушки (В.Бианки «Лесные домишки»). На ум приходят рассказ Г.Андерсена о судьбе гадкого утенка, поэтическое произведение П.Ершова «Конек-Горбунок» и множество других. Эти творения вызывают самые различные эмоции: глубокие переживания, тревогу за судьбу ставших любимыми персонажей, искреннюю радость от счастливого конца.

Среди книжек, находящихся дома, обязательно должны присутствовать шутливые, веселые, несерьезные, которые призваны развивать правильное отношение ребенка к жизни. Сказочное легко может превратиться в реальное, серьезное стать смешным, обыденное трансформироваться в неожиданное, привлекательное. Вымышленные истории переносятся на реальность очень остроумно и находчиво. Однако нужно предвидеть возможную легкомысленность, неосознанную грубость к окружающим. От родителей требуется лишь тактичность, целеустремленность и знание чувства меры.

Из образцов юмористической литературы, подвластной детскому пониманию, можно порекомендовать произведения С.Маршака, С.Михалкова, К.Чуковского, Г.Андерсена, Н.Носова, других известных авторов. Правильно воспринимать, глубже чувствовать мир животных, осознать их любовь, привязанность к человеку помогают труды В.Бианки, Л.Толстого, Дж.Даррела, В.Солоухина. Чтение помогает обогатить, приумножить мир фантазии, развить умственные способности, раскрыть нравственные особенности. Каждая форма эстетического воспитания дает возможность избежать противоречий, вызванных дисгармонией нравственного и умственного развития. Вот почему надо прививать самое широкое эстетическое, художественное образование.

Человек способен наслаждаться музыкой, поэзией, произведениями живописи по мере открытости для восприятия его чувств. Умение постигать глубину музыки, лучшие классические произведения поистине дарят заряд счастья, открывает новый неисчерпаемый мир красок. Система музыкальных занятий современных школ, дошкольных учреждений позволяет обострять слух уже с ранних лет. Ближе всего ребенку пение. Малыши любят слушать песни, но еще больше стремятся петь сами. Почти каждый взрослый может посодействовать этому делу. Слова облегчают усвоение мелодии.

У ребенка зачастую обнаруживается потребность понимания произведений живописи. Каждое свидание с искусством вносит что-то неизгладимо новое, доброе, возвышенное и, удовлетворяя эстетическую потребность, воспитывает вкус.

Формирование высокой внутренней культуры поведения у детей

Всесторонне развитый человек немыслим без умения вести себя в обществе. Известно, что духовное и эстетическое воспитание отражается на внешности, проявляется во внутреннем такте, позволяющем достойно выйти из любых обстоятельств. Становится легче ориентироваться, сохраняя чувство меры, соблюдая принципы нравственности, морали. Внешняя культура поведения связана с проявлениями внимания, доброжелательности к ближним. Правила вежливости тесно связаны с представлениями об уважении каждой личности, подчеркивают нравственные достоинства, ее неповторимую ценность. Воспитание культурных навыков продолжается все время, касаясь большинства сторон жизни ребенка. Более подробно об этом узнайте из отдельного материала на Vidzimo. Здесь перечислим основные моменты.

  1. Приступы раздражения иногда вызывает неправильное поведение детей во время еды, капризы. Выходить из-за стола нужно только после разрешения матери. Если получен отказ от еды, спокойно позвольте покинуть место трапезы, предупредив, что ничего съестного не достанется до следующего приема пищи. Не выказывайте беспокойство, расстраиваясь из-за происходящего - ведь взрослый имеет право не есть, почему мы не можем разрешать то же ребенку. Пусть появившийся аппетит станет естественным регулятором потребности в еде, а не раздражающие, никому ненужные уговоры. Старайтесь не позволять передвигаться по улице или квартире с яблоком, бутербродом.
  2. Приучайте не есть из чужой тарелки, мыть руки до и после еды, вытирать салфеткой рот, обязательно благодарить за еду, просить разрешения встать, покинуть кухню. Можно ли разговаривать во время еды? Если это не мешает нормальному питанию, то возражать трудно, так как такая манера принята повсеместно.
  3. Для предупреждения развития детского эгоизма, жадности, пренебрежения интересами, потребностями окружающих, старайтесь не подчеркивать, что только ему дают что-то вкусное.
  4. Абсолютно недопустимо сажать на горшок перед телевизором, среди гостей, давая при этом булочку или конфеты.
  5. К эстетическому воспитанию относится также культура, манера одеваться. Родители должны одевать свое чадо красиво и удобно. Привычка покупать вещи «на вырост» вызывает у детей полное пренебрежение к собственной внешности, неряшливость. Хорошо, если одежда подобрана со вкусом, гармонирует по цвету, рисунку, удобна, соответствует росту, полноте и нравится. Эти требования распространяются и на домашнюю обстановку. Даже когда нас никто не видит, надо аккуратно выглядеть, быть причесанным так, чтобы стук или дверной звонок не застал врасплох.
  6. Конечно, важен сам стиль жизни — быть дисциплинированным, подтянутым. Дети рано приучаются к тому, что их вещи хранятся в определенном месте, аккуратно сложены или развешены, всегда с удовольствием поддерживают принятый порядок. Иждивенчество, если ему потакать, развивается необычайно быстро.
  7. Совместное появление в любом общественном месте, контакт со сверстниками и посторонними взрослыми всегда резко обнажает манеру детского поведения как отражение уровня семейного воспитания. Поэтому с младенчества тщательно отрабатывайте навыки межличностных взаимоотношений. Учите обращению на «Вы», говорить «пожалуйста», «извините», «разрешите», умению поднять оброненную вещь, принести шляпу, зонтик. Потом пригодится способность помочь надеть пальто, предложить место, уступить дорогу.
  8. При обращении ко взрослому недопустимо, чтобы ребенок хватал его за рукав, тянул куда-то, толкал, стараясь при этом акцентировать внимание на себе. Беседа со старшими не должна содержать грубых слов, неуважительного тона. Все вульгарные выражения, заимствованные от окружающих, выговариваются с особым удовольствием.
  9. Следует очень внимательно следить за тем, чтобы дети не встречались с такими проявлениями неуважения друг к другу, как невежество, обывательские манеры. Иногда путают правду со сплетней, передавая суждение о третьем человеке.
  10. Можно ли спорить при детях? Спор спору рознь. Если общаться спокойно, не перебивая, вслушиваясь в слова собеседника, стараясь понять его точку зрения, конечно, без оскорблений, то можно оценить суть его позиции. Эмоции в таких случаях всегда мешают. Спор должен касаться предмета разговора, но не переходить на частности.

Гармоничность эстетически развитой личности проявляется в тонкости, богатстве внутреннего мира, понимании природы, ее совершенства и разнообразия. Воспитание должно быть построено так, чтобы ребенок с детства знал, какую радость приносят неожиданные подарки: цветы, конфеты, рисунок, другие сюрпризы, вносящие дух рыцарства. Семья должна заботиться о выработке чистого, целомудренного отношения ко многим интимным вопросам, умению не выказывать сугубо личное.

Облик человека складывается из многих мелочей, знаков культуры. К ним относятся осанка, походка, жесты, манера общения. Придется освоить умение найти единственную грань между непринужденностью и развязностью, грамотно говорить, не раздражая тоном своего голоса, контролировать мимику, избегать навязчивости. Внешние знаки культуры — тоже язык, целая информационная система, развивающая общение, внутренний мир, значительно облегчающая существование социума. Развивать нравственность - по сути, обучаться умению жить!

© 2017 Блог здравомыслящей женщины. Все права защищены.